ООО "Научно-Производственное Объединение ЭМ-ЦЕНТР"
Доктор Шаблин npo@shablin.ru
+7 (3012) 21-17-95
Оптовые продажи optshop@shablin.ru
+7(3012) 21-17-53

Медицина/Профилактика ЖКТ

Значение расстройства питания в тибето-монгольской медицине.
 
Шаблин П.А., д.м.н., президент ПО «ЭМ-Кооперация» (г. Москва), генеральный директор НПО «ЭМ-Центр» (г. Улан-Удэ)
 
          Во времена Монгольской империи Индия, Кукунур, Северный Китай, Туркестан, собственно монгольские, а ныне также бурятские и калмыцкие степи стали колыбелью и ареной деятельности представителей врачебной науки Тибета. «Народы этих стран, писал П.А. Бадмаев, хотя тысячелетиями пользуются ее услугами при своих недугах и относятся к ней с полным доверием и уважением, еще не сознают великого значения этой науки для человечества...»
В организме человека, по представлению врачебной науки 1ибета, играют роль три жизненных процесса.
  1. восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление — очищение — расходование воздуха;
  2. желчь;
  3. слизисто-серозная и млечно-лимфатическая система; семь тканей, таких как: хилус — млечный сок, кровяная ткань, мышцы, жировая ткань, кости, костный мозг — нервы, sperma-menstrua, последняя включает также еще три выделения: экскременты, урину и пот.
Восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление — очищение — расходование воздуха есть не что иное, как питание, необходимое для поддержания оживленного воздуха в организме извне.
Каждый из трех жизненных процессов делится еще на 5 видов. Все они направлены на поддержание и постоянство жизненно-живой теплоты. Эта теплота поддерживается в организме и сохраняет свое постоянство в зависимости, с одной стороны, от теплоты Вселенной и от умения приспосабливаться к ней, с другой — от способности восприятия уподобления, всасывания, усвоения, удаления — очищения — расходования воздуха, жидких и твердых веществ.
Очевидно, сохранение жизненно-живой теплоты в организме столь важно для индивидуума, что он должен совершенно сознательно и разумно относиться:
  1. к пищевым веществам и к питью;
  2. к образу жизни;
  3. к временам года и
  4. сообразовываться со своей индивидуальной чувствительностью ко всему окружающему, так как колебание жизненно-живой теплоты в организме возможно только вследствие бессознательного и неразумного отношения к этим четырем жизненным необходимостям.
 Три жизненных процесса, совершающиеся в организме, влияют на энергию жизненно-живой теплоты:
  1. под влиянием расстройства первого процесса происходит колебание баланса жизненно-живой теплоты;
  2. под влиянием расстройства жизненных процессов желчи энергия жизненно-живой теплоты усиливается;
  3. под влиянием расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы энергия жизненно-живой теплоты ослабевает.
 В данной статье нет необходимости касаться причин и симптоматики расстройств питания. Все расстройства питания, то есть болезни трудноизлечимые или считающиеся неизлечимыми, возникают:
  1. вследствие нашего неумения пользоваться своими страстями;
  2. от отсутствия в нас истинной доброты и
  3. от нашего незнания вообще и незнакомства нашего с врачебной наукой, в частности.
В одной из лучших в мире книг, посвященных врачебной науке Тибета, выдающийся бурятский врач и ученый Петр Александрович Бадмаев вполне обоснованно утверждает, что всевозможные злокачественные опухоли, воспалительные процессы, прогрессивный паралич и прочие недуги излечимы, если больные и врачи понимают причины возникновения расстройств питания.
Всякое расстройство питания в организме начинается, прежде всего, расстройством восприятия, уподобления, всасывания, усвоения удаления — очищения — расходования воздуха. Потом уже последовательно возникают расстройства жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление — очищение — расходование суть результат прихода и расхода в организме.
Жизненные же процессы — восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление — очищение — расходование — составляют звено в цепи прихода — расхода, или экономии организма.
Врачебная наука Тибета обращает особенное внимание на экономию организма, потому что от разумного отношения к ней зависит цветущее состояние самой живой единицы, или ее актив, а противоположное к ней отношение вызывает пассив.
К жизненным процессам, производящим усиление энергии жизненно-живой теплоты, относятся жизненные процессы желчи.
К жизненным процессам, вызывающим ослабление энергии этой теплоты, относятся жизненные процессы слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Регулятором этих двух совершенно противоположных процессов считаются восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, удаление очищение — расходование воздуха в живой единице. К единицам, способствующим усилению актива теплоты и вообще актива в организме, относятся органы, способствующие пищеварению, усвоению, и органы разносящие, то есть органы первых путей пищеварения с печенью, с кровеносной системой, и органы, способствующие вдыханию. К органам, производящим пассив в организме, относятся органы, способствующие выделению, органы разносящие, то есть органы первых путей пищеварения с кровеносной системой, почки, органы, участвующие в процессе выдыхания и потоотделения. Эти два противоположных процесса в организме, как уже было упомянуто, регулируются при помощи восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления — очищения — расходования воздуха, непосредственно влияющего на нервную и мышечную системы. Расстройства же трех жизненных процессов ведут к расстройствам питания, которые распадаются на 1616 экспериментальным путем изученных и описанных в тибетском трактате Чжуд-ши расстройств питания.
П. А. Бадмаев пишет: «Врачи Тибета пришли к этим выводам, благодаря аналитическому методу. Иными словами, они путем индукции изучили. 1616°патологических состояний организма и путем синтеза, то есть дедуктивным путем, пришли к заключению, что в организме совершается только два патологических процесса: усиления или ослабления прирожденной энергии жизненно живой теплоты.
Как видим из вышеизложенного, врачебная наука Тибета указывает на главенство воздуха в жизненно важных процессах и разделяет пищевые вещества, способствующие сохранению в равновесии жизненных процессов и нормальному питанию семи тканей и четырех главных выделений для поддержания гармонии умственного и физического развития, по своему виду на:
  • воздухообразные;
  • жидкие;
  • твердые,
а по действию:
  1. укрепляющие, то есть поднимающие энергию жизненно-живой теплоты;
  2. ослабляющие, то есть понижающие энергию жизненно-живой теплоты;
  3. нейтральные.
Представители европейской медицины до сих пор ищут какие- то уникальные средства, обладающие возможностью быстрого изменения патологического явления в организме. Особенно это касается противомикробных препаратов. По взглядам западных авторитетов медицины, большинство патологий сводится к появлению болезнетворных микроорганизмов в теле человека, то есть причиной инфекционных и многих других заболеваний считаются микробы и вирусы.
Тибето-монгольская медицина идет на компромисс с этой теорией только в том случае, если в ее основе будет следующее положение.
Организм человека — это колония микроорганизмов различных национальностей (видов), имеющих между собой тесную связь по целесообразной самостоятельной деятельности, направленной к самосохранению. Если в эту колонию попадает чужеродная колония микроорганизмов, то последняя может нанести большой удар микрофлоре организма. Если микрофлора окажется не в состоянии выдержать борьбу с пришельцами, она гибнет, и гибель ее влечет за собой гибель самого организма-хозяина. Но так как организм, у которого умственное и физическое развитие в гармонии, имеет всегда возможность выдержать борьбу в неожиданных ситуациях, то понятно, что микроорганизмы такого организма всегда способны уничтожать всякие микробы, чужеродные им и случайно к ним попавшие. Из этого ясно, что микроорганизмы вообще, по понятию врачебной науки Тибета, причинами расстройств питания, то есть болезней, вообще не могут быть, но зато организм, у которого колонии микроорганизмов ослабели вследствие расстроенного питания; может служить прекрасной почвой для вступления и развития чужеродных возбудителей, ищущих пищевые вещества для своего существования. И эти чужеродные микробы, несомненно, могут способствовать дальнейшему истощению и разрушению организма.
Итак, по канонам тибето-монгольской медицины, причиной болезни являются расстройства питания, и дисбиоз как важнейший фактор болезни является всегда их следствием. Если нам известны причины расстройства организма, то нетрудно принять правильное решение по поводу лекарств и лечения. Все естественные молочнокислые продукты длительного хранения, такие, как мацони, айран, кумыс и особенно курунга, являются универсальными пищевыми продуктами-лекарствами. Почему дисбиоз плохо поддается коррекции? Исходя из канонов восточной медицины, ответ напрашивается простой: современная медицина не научилась устранять причину, то есть расстройства питания. Все усилия направляются на болезнь, то есть на следствие. Дисбиоз, этот вторичный микробиологический феномен, как посредник, как промежуточное звено между причиной и следствием также остается, как правило, без особого клинического внимания. Тибето-монгольские каноны медицины утверждают противоположный подход к лечению хронических заболеваний: основной акцент в лечении делается на коррекцию питания и духа, затем на дисбиоз, и в последнюю очередь — на само заболевание.
Коррекция питания — сложная, а потому отдельная тема. Что касается мероприятий по защите нормальной кишечной микрофлоры, следует обратить внимание на следующие закономерности.
Существом жизни являются симбиозы. Сутью симбиозов являются механизмы саморегуляции. Поэтому, чем устойчивее механизмы саморегуляции микробного комплекса, тем эффективнее этот микробный препарат. Монокультурные или малокомпонентные пробиотики механизмами саморегуляции не обладают, поэтому их эффективность не может сравниться с таковой у природных молочнокислых напитков длительного хранения.
Из этих напитков особого внимания заслуживает курунга — напиток, напоминающий по вкусу кумыс, но получаемый из коровьего молока и имеющий более разнообразную микрофлору. Похоже, что, благодаря именно этому разнообразию, курунга обладает такой удивительной устойчивостью: при комнатной температуре в нестерильных условиях напиток может храниться месяцами и даже годами.
Лабораторные опыты показывают, что напитки, полученные из выделенных и культивированных основных видов курунговых микроорганизмов (бифидобактерий, молочнокислых и дрожжей), не хранятся столь длительно. Остается предполагать, что так называемая «посторонняя дикая» микрофлора, дополняющая видовой состав курунги, играет основную роль в усилении механизмов саморегуляции симбиоза.
К сожалению, именно вера в микроредукционистский подход, основанный на прогрессивном расчленении предмета исследований на все более мелкие пространственно-временные звенья, повела прикладную микробиологию по пути создания несаморегулирующихся, а потому малоэффективных пробиотиков. Именно вера в микроредукционизм порождает убежденность в том, что подобная расшифровка, шаг за шагом, молекулярных процессов даст ключ к созданию высокоизбирательных лекарственных препаратов, в том числе и пробиотиков. И хотя весь опыт медицины, начиная с синтеза антибиотиков, есть нескончаемая борьба с побочными эффектами каждой следующей такой панацеи — волшебной пули, данная идеология все еще главенствует.
В западной науке, пожалуй, эмбриологи лучше всех осознают, что связи между частями целого возникают не вторично, путем взаимодействия исходно изолированных образований, но являются выражением первичной идентичности всего. Структура связей возникает, таким образом, не только через посредство коммуникации взаимного обмена сигналами, но до некоторой, скорее абсолютной, степени — через общность, что сообразуется с канонами тибето-монгольской медицины. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что наиболее эффективными микробными препаратами могут быть не пробиотики, а симбиотики, обладающие устойчивыми механизмами самоорганизации, саморегуляции. И будущее медицины, надо полагать, за симбиотикотерапией, каковой, в частности, может стать курунголечение.
Благодаря огромному микробному, ферментному, липидному разнообразию, такой пищевой продукт, как курунга, усиленный в процессе брожения (получения) напитка необходимыми при тех или иных заболеваниях биологически активными веществами, может влиять на любые расстройства питания и восстанавливать иммунитет на любом уровне: ферментном, липидном, гуморальном и клеточном.
Иными словами, курунголечение имеет тот потенциал, который позволит ему подняться на вершину медицинского искусства, позволяющего всесторонне регулировать жизненно важные процессы. Сама же по себе курунга — всего лишь универсальный пищевой продукт. Впрочем, может быть, не имеющий себе равных.
 
27 октября, 15:31
 

Комментарии (0)